Готовность к школе и условия успешной учебы
Обученность
и интеллектуальное развитие - это не одно и тоже.
Закон об образовании
предусматривает поступление детей в школу с шести с половиной лет.
В этом возрасте не только
каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития
детей. Шестилетки в целом принадлежат еще дошкольному миру. Эксперименты двадцатилетней
давности по их обучению показали, что ребенок шести лет действительно способен
усваивать учебный материал. Но при этом у него еще сохраняется острая
потребность играть. Это ребенок играющий. Поэтому обучение шестилеток
изначально задумывалось как обучение игровое. Девочки по всем
психофизиологическим законам созревают раньше, чем мальчики. Они более
социально-адаптивны и усидчивы. Мальчики созревают для дисциплинарной школьной
среды гораздо медленнее. Им нужно дольше играть, чем девочкам. Недоигравшие
мальчики - это горе для учителя и сплошные учебные проблемы для самого ребенка.
Очень часто мы встречаем неровные классы: там сидят готовые к обучению
прилежные девочки и маленькие мальчики, возящие под партой машинки.
Если говорить формально, то
детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в
школе.
1. Интеллектуальная
готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические
связи, развитие памяти, мелкая моторика);
2. Эмоциональная
готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями);
3. Социальная
готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе,
способность обучаться).
|